Почему важно развивать любопытство у детей?

Развитие детей
Виктория Харитонова
Игромастер, основательница проекта «Игромайстерня». TRIZ-педагог, практик. Автор сборников «Игры воображение и мышление» и «Игры на понимание эмоций».

Украина, г. Киев

Все выдающиеся ученые, сделавшие в свое время немалый вклад в историю открытий человечества, имели хорошо развитую любознательность. Так, по мнению Леонардо Да Винчи, эта черта является главным двигателем в развитии гениальности человека. Н. Тесла, М. Фарадей, братья Монгольфье - все они делали первые робкие шаги, не будучи уверенными в собственном успехе. Но ими руководило непреодолимое желание разобраться и понять, как устроено все вокруг нас.

Прилежный VS Любопытный ребенок

Детское любопытство - это естественное желание познавать, изучать, интересоваться. Именно бесконечные «почему» - корни истинного интереса. Желание получить ответы вызывает в ребенке стремление искать, прилагать усилия для получения ответов. Ученый, психолог, исследователь С. Энгель, в рамках проведения исследования отметила, что очень важно не заставлять ребенка учиться, интересоваться, а привить ему внутреннее стремление к познанию нового.

А тридцатилетнее исследование психолога Д. Любинского показало, что заинтересованные любознательные дети достигают в жизни гораздо больших успехов, чем послушная, прилежная и спокойная детвора.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Детское любопытство - это потенциал для ребенка. Задача родителей - дать детям понять, что жизнь - это непрерывный процесс обучения, который и является наиболее захватывающим.

Преимущества развития любопытства

Развитие любознательности у детей также ведет к развитию таких навыков:

Наблюдательность

Наблюдательность помогает воспринимать не только очевидную информацию, но и находить скрытую практически в каждом действии. Этот навык поможет привить детям жажду к обучению, получить образование и найти работу, которая будет приносить не только доход, но и удовольствие.

Концентрация внимания

Именно концентрация дает возможность заглянуть «в корень», увидеть внутренние и внешние взаимосвязи, проблемы, найти аналогии. Более высокий уровень внимания, как результат приводит к повышению степени любопытства.

Умение выделять главное от второстепенного

В эпоху информации очень важно научиться ее фильтровать, развивать критическое мышление. Умение детей выделять главное позволит достигать поставленных целей обучения наиболее естественным и экономным путем при изучении материала.

Как развивать любознательность у детей?

Мотивируйте детей задавать вопросы

Правильно поставленный вопрос - первый шаг на пути к познанию. Ребенку важно научиться правильно формулировать свои вопросы. Для этого используйте личный пример. Старайтесь как можно реже использовать закрытые вопросы, требующие односложных ответов.

Поощряйте детей самостоятельно искать ответы

Это придаст им больше уверенности в себе, а также улучшит их понимание различных событий и процессов окружающего мира, будет способствовать развитию логического и абстрактного мышления.

Интересуйтесь мнением вашего чада

Это может быть мнение о, к примеру, только что прочитанной книге или недавно просмотренном мультфильме. Спрашивайте, какие у него впечатления, какие выводы сделал, что бы хотел изменить, улучшить? Что понравилось? А что нет? Почему?

Играйте с детьми в познавательные игры

Игры - лучший способ привить интерес детям. В каждом возрасте требования к играм будут совершенно разными, но принцип остается неизменным: игра должна ставить перед ребенком определенную задачу, которую он способен решить самостоятельно.

Игры для развития любопытства

Игра «Это невозможно!»

Цель игры: дети начнут обращать внимание на все то, что их окружает, расширение кругозора, развитие воображения и любопытства.

Попросите детей сказать все, чего не может быть. Примеры:

  • Листья смотрят мультик.
  • Цветы летят в самолете.
  • Фрукты пишут книгу.
  • Жук играет в карты.
  • Сок сам себя пьет.
  • Соль свистит.
  • Ковер учится по скайпу.
  • Перья продают огурцы.

Чтобы было интереснее придумывать, сделайте ограничение по времени: до 5 минут. Понаблюдайте за ребенком: легко ли он справляется с таким заданием? Будьте готовы к тому, что сначала может возникнуть протест. Ребенок может растеряться «Это сложно!», «У меня не получится!». Просто начните первыми, а дети пускай продолжают.

Если заметили, что детям сложно придумывать, можно предложить прием «наоборот», то есть называть все, что нас окружает, только наоборот. Например, одуванчик зеленый, а стебель и листья – желтые.

Игра «Удивляй!»

Основная цель: удивить ребенка, заинтересовать необычными заданиями и фактами. Назовите невероятные факты, а затем предложите детям выдвинуть свои собственные гипотезы, которые объясняют тот или иной факт. Примеры:

  • Попробуй назвать самое большое число, которое знаешь.
  • Если попросить человека назвать все имена, которые он знает, как думаешь, сколько времени у него на это уйдет? Проверим?
  • Как думаешь, сколько тетрадей можно списать одним цветным карандашом, пока он не закончится? Сделаем такой эксперимент?
  • Сколько волос растет у тебя на голове? Попробуй посчитать.
  • Миша решил обклеить всю свою комнату рисунками. Как считаешь, сколько рисунков ему нужно нарисовать?

Игра «Я - писатель»

Цель игры: развитие мышления, фантазии, умение говорить, развитие наблюдательности и любознательности.

Найдите интересные, необычные, фантастические рисунки, а лучше, попросите ребенка такой нарисовать. Следующее задание – придумать рассказ к этому рисунку. Здесь нужно обращать внимание на каждую деталь: эмоции героев рисунка, внешний вид, где они находятся и т.д. Пример рисунка:

Игра «Люблю фантастику»

Цель игры: развитие умения фантазировать, креативного мышления, расширение кругозора и любознательности.

- Фантастический фрукт

Попросите ребенка придумать фрукт, которого не существует. Иногда дети называют те фрукты, которые на самом деле существуют, поэтому будьте внимательны.

Пофантазировать помогут ответы на такие вопросы:

  • Какое название у фрукта? Здесь важно придумать абсолютно новое слово-название. Если ребенку сложно, предложите объединить два слова. Например, если сложить слова «картошка» и «стол» получится «картол».
  • Какого он цвета? А внутри? Какие у него косточки? Какого размера?
  • Какой фрукт на вкус?
  • Какой фрукт на ощупь?
  • Для приготовления каких блюд используют такой фрукт?

- Фантастическое печенье

На этот раз нужно пофантазировать над печеньем. Чтобы добавить немного красок, предложите ребенку примерить на себя роль «повара».

У «повара» очень важное задание – придумать такое печенье, от которого будут в восторге все, кто его попробует. Процессу фантазирования очень помогут ответы на такие вопросы:

  • Какое название у печенья?
  • Какого цвета печенье?
  • Какого вкуса будет печенье?
  • Какого размера?
  • Какой формы?
  • Будет ли начинка у печенья? Какая?
  • Будет ли съедобное украшение у печенья? Какое?

А если сделать конкурс на самое необычное печенье - ваш ребенок будет в неописуемом восторге!

Начните играть уже сегодня, и вы убедитесь на собственном опыте в пользе таких игр. Ведь что может быть интереснее познания окружающего мира? Начните интересоваться миром вместе с ребенком и вы увидите, сколько нового еще вокруг нас.