Как развивать воображение у ребенка
Человек не способен «свершать великие дела» без воображения. Сегодня это один из топовых навыков 21 столетия, так как только люди нестандартно мыслящие становятся успешными и востребованными в своей профессии. Успех начинается с идеи. А идею формирует воображение. Сначала кто-то воображает средство передвижения для людей в то время, когда никто из окружающих и не задумывается об этом. Но если бы в самом начале не было воображения — как бы появились в реальности кареты, машины, поезда, самолеты?
Именно богатое воображение, умение генерировать самые удивительные идеи, способность мыслить системно и нестандартно дало человечеству уникальную возможность качественно улучшать свою жизнь.
Почему важно развивать воображение у ребенка?
Сила воображения имеет непосредственное влияние на развитие ребенка. Герои с различными суперсилами, сказочные корабли, захватывающие приключения, спрятанные сундуки с драгоценностями...
Многих родителей уже не удивляет тот факт, что над развитием воображения ребенка нужно работать. Но почему это так важно и какие перспективы гарантирует эта способность для ребенка? Попробуем разобраться.
В первую очередь, воображение - это творческое начало малыша, его умение создавать и способность расширять кругозор. Ребенок с богатым воображением вырастает многогранной, яркой и харизматичной личностью. Такие дети обычно имеют гибкое мышление и легко адаптируются к изменениям в мире.
Что же еще даст развитое воображение вашему ребенку?
- он не боится трудностей и умеет находить наилучшие пути их решения;
- он учится прислушиваться к себе, умеет приспосабливаться в жизни и понимает свое место в ней;
- он учится мыслить, видеть причины событий и их последствия.
Что же такое воображение?
Это творческий процесс создания новых идей и образов на основе реальных знаний. Хорошо развитое воображение – это ключевое свойство нестандартного мышления.
Умение воображать приносит ребенку море вдохновения, приятных и радостных моментов. Не нужно ограничивать его в полетах воображения. Чем больше порция новых знаний, опыта и впечатлений у ребенка, тем больше пищи получает его воображение.
Игры на воображение
Игра - настоящий могущественный инструмент для развития воображения. Именно во время игры ребёнок делает первые шаги творческой деятельности. Значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности дошкольника.
1. «На что похоже?»
Во время прогулки в парке или в лесу понаблюдайте с ребенком:
- за тенью деревьев,
- за формой камней,
- за плывущими по небу облаками,
- за формой скал,
- за интересной формой пней,
- за лужами.
Пофантазируйте вместе, на что они похожи? Почему? Не останавливайтесь на первых двух-трех вариантах. Сначала дети называют очевидные варианты, те, что лежат на поверхности. Чтобы развивать воображение и, как следствие, креативность мышления, нужно «копать глубже». Вот тогда вы услышите по-настоящему смелые и удивительные идеи вашего ребенка.
2. «Волшебная клякса»
Здесь нужно создать кляксу и попросить ребенка назвать как можно больше вариантов, на что она может быть похожа. Как создать кляксу?
Здесь несколько вариантов:
- капните кляксу любого цвета с помощью кисти и краски;
- нарисуйте цветным карандашом;
- нарисуйте цветным мелом на доске или асфальте.
А дальше предложите ребенку дорисовать детали и придумать рассказ про кляксу:
- Как ее зовут?
- Что у нее произошло?
- Чем все закончилось?
- Какие выводы она сделала?
3. «Превращение»
Нарисуйте любой узор, какой пожелаете, и попросите ребенка превратить его в шляпу, а затем – в ключ, а затем – в вазу. Узорами могут быть как геометрические фигуры, так и черточки, палочки, кляксы. Можно играть по очереди с ребенком и придумывать друг для друга задание, в какой предмет превратить узор.
4. «Импровизация»
Во время прогулки придумайте вместе с ребенком необычную историю, в которой реальное переплетается с нереальным. Дети обожают все необычное, не похожее на привычный уклад жизни.
Пример рассказа-импровизации: я вышла гулять на улицу и увидела, как собака в соседнем дворе танцует танго с воробьем. Затем я перешла дорогу и услышала, как в небе зашелестела черная трава. Я улыбнулась солнцу. Оно куда-то очень спешило и даже перепрыгивало все горы, которые встречались ему на пути. Затем я присела на ракушку и начала наслаждаться красотой перьев на деревьях и пением лошадей…
Обсудите вместе с ребенком, что здесь реальное, а что «нарисовано» воображением.
5. «Продолжи рисунок»
Суть игры: вы по очереди с ребенком рисуете друг для друга необычные заготовки для будущих рисунков. Это могут различные закорючки, скопление точек, штрихи и прочие «каляки-маляки». Здесь важна спонтанность.
Теперь нужно придумать из таких набросков законченный рисунок со смыслом и продуманными деталями. Это может быть предмет, растение, человек, животное, природное явление, механизм и т. д.
Будьте готовы к тому, что сначала ребенку будет трудно придумать что-нибудь оригинальное, и он будет подглядывать за вашими набросками. Покажите ему пример, как из необычной закорючки появляются ромашки, тучи с дождем, фокусник с зеркалом, разноцветный попугай или таинственный остров.
Разновидность игры: нарисуйте совместный рисунок. Вы начинаете, ваше чадо продолжает, далее снова вы добавляете новую деталь, а ребенок – дорисовывает новые штрихи. Пофантазируйте вместе, что получится в итоге: фантастический дом либо сказочный гриб из волшебной страны, либо популярный герой из известного мультфильма.