Как развивать воображение у ребенка

Развитие детей
Виктория Харитонова
Игромастер, основательница проекта «Игромайстерня». TRIZ-педагог, практик. Автор сборников «Игры воображение и мышление» и «Игры на понимание эмоций».

Украина, г. Киев

Человек не способен «свершать великие дела» без воображения. Сегодня это один из топовых навыков 21 столетия, так как только люди нестандартно мыслящие становятся успешными и востребованными в своей профессии. Успех начинается с идеи. А идею формирует воображение. Сначала кто-то воображает средство передвижения для людей в то время, когда никто из окружающих и не задумывается об этом. Но если бы в самом начале не было воображения — как бы появились в реальности кареты, машины, поезда, самолеты?

Именно богатое воображение, умение генерировать самые удивительные идеи, способность мыслить системно и нестандартно дало человечеству уникальную возможность качественно улучшать свою жизнь.

Почему важно развивать воображение у ребенка?

Сила воображения имеет непосредственное влияние на развитие ребенка. Герои с различными суперсилами, сказочные корабли, захватывающие приключения, спрятанные сундуки с драгоценностями...

Многих родителей уже не удивляет тот факт, что над развитием воображения ребенка нужно работать. Но почему это так важно и какие перспективы гарантирует эта способность для ребенка? Попробуем разобраться.

В первую очередь, воображение - это творческое начало малыша, его умение создавать и способность расширять кругозор. Ребенок с богатым воображением вырастает многогранной, яркой и харизматичной личностью. Такие дети обычно имеют гибкое мышление и легко адаптируются к изменениям в мире. 

Что же еще даст развитое воображение вашему ребенку?

  • он не боится трудностей и умеет находить наилучшие пути их решения;
  • он учится прислушиваться к себе, умеет приспосабливаться в жизни и понимает свое место в ней;
  • он учится мыслить, видеть причины событий и их последствия.

Что же такое воображение?

Это творческий процесс создания новых идей и образов на основе реальных знаний. Хорошо развитое воображение – это ключевое свойство нестандартного мышления.

Умение воображать приносит ребенку море вдохновения, приятных и радостных моментов. Не нужно ограничивать его в полетах воображения. Чем больше порция новых знаний, опыта и впечатлений у ребенка, тем больше пищи получает его воображение.

Игры на воображение

Игра - настоящий могущественный инструмент для развития воображения. Именно во время игры ребёнок делает первые шаги творческой деятельности. Значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности дошкольника.

1. «На что похоже?»

Во время прогулки в парке или в лесу понаблюдайте с ребенком:

  • за тенью деревьев,
  • за формой камней,
  • за плывущими по небу облаками,
  • за формой скал,
  • за интересной формой пней,
  • за лужами.

необычный пень

Пофантазируйте вместе, на что они похожи? Почему? Не останавливайтесь на первых двух-трех вариантах. Сначала дети называют очевидные варианты, те, что лежат на поверхности. Чтобы развивать воображение и, как следствие, креативность мышления, нужно «копать глубже». Вот тогда вы услышите по-настоящему смелые и удивительные идеи вашего ребенка.

2. «Волшебная клякса»

Здесь нужно создать кляксу и попросить ребенка назвать как можно больше вариантов, на что она может быть похожа. Как создать кляксу?

клякса

Здесь несколько вариантов:

  • капните кляксу любого цвета с помощью кисти и краски;
  • нарисуйте цветным карандашом;
  • нарисуйте цветным мелом на доске или асфальте.

А дальше предложите ребенку дорисовать детали и придумать рассказ про кляксу:

  1. Как ее зовут?
  2. Что у нее произошло?
  3. Чем все закончилось?
  4. Какие выводы она сделала?

3. «Превращение»

Нарисуйте любой узор, какой пожелаете, и попросите ребенка превратить его в шляпу, а затем – в ключ, а затем – в вазу. Узорами могут быть как геометрические фигуры, так и черточки, палочки, кляксы. Можно играть по очереди с ребенком и придумывать друг для друга задание, в какой предмет превратить узор.

4. «Импровизация»

Во время прогулки придумайте вместе с ребенком необычную историю, в которой реальное переплетается с нереальным. Дети обожают все необычное, не похожее на привычный уклад жизни.

Пример рассказа-импровизации: я вышла гулять на улицу и увидела, как собака в соседнем дворе танцует танго с воробьем. Затем я перешла дорогу и услышала, как в небе зашелестела черная трава. Я улыбнулась солнцу. Оно куда-то очень спешило и даже перепрыгивало все горы, которые встречались ему на пути. Затем я присела на ракушку и начала наслаждаться красотой перьев на деревьях и пением лошадей…

Обсудите вместе с ребенком, что здесь реальное, а что «нарисовано» воображением.

5. «Продолжи рисунок»

Суть игры: вы по очереди с ребенком рисуете друг для друга необычные заготовки для будущих рисунков. Это могут различные закорючки, скопление точек, штрихи и прочие «каляки-маляки». Здесь важна спонтанность.

Теперь нужно придумать из таких набросков законченный рисунок со смыслом и продуманными деталями. Это может быть предмет, растение, человек, животное, природное явление, механизм и т. д.

Будьте готовы к тому, что сначала ребенку будет трудно придумать что-нибудь оригинальное, и он будет подглядывать за вашими набросками. Покажите ему пример, как из необычной закорючки появляются ромашки, тучи с дождем, фокусник с зеркалом, разноцветный попугай или таинственный остров.

Разновидность игры: нарисуйте совместный рисунок. Вы начинаете, ваше чадо продолжает, далее снова вы добавляете новую деталь, а ребенок – дорисовывает новые штрихи. Пофантазируйте вместе, что получится в итоге: фантастический дом либо сказочный гриб из волшебной страны, либо популярный герой из известного мультфильма.