Как развивать софт скиллз у ребенка

Развитие детей
Виктория Харитонова
Ментор, ТРИЗ-педагог, основательница проекта "ИгроМайстерня", спикер международных конференций.

Украина, г. Киев

В современном мире правит «успешный успех» и уже никого не удивишь несколькими высшими образованиями, наличием большого количества сертификатов и свидетельств. Мы привыкли слышать о soft skills в связи с саморазвитием, карьерным и профессиональным ростом, однако какая польза от таких умений для детей?

Школы, спортивные секции, музыкальная школа прекрасно справляются с задачей формирования у детей hard skills (или базовых навыков). Благодаря таким навыкам дети заканчивают школы с отличием, выигрывает олимпиады, конкурсы и соревнования.

Soft skills отличаются от hard skills универсальностью: они не привязаны к конкретной профессии. Умение работать в команде, энтузиазм, инициативность, умение быстро находить эффективные решения, распределять задачи и систематизировать результаты – все это понадобится нашим детям уже в ближайшем будущем. Итак, какие soft skills важно развивать у детей?

  1. Навыки коммуникаций.
  2. Эмоциональный интеллект.
  3. Умение слышать и говорить.
  4. Умение взаимодействовать с людьми.
  5. Творческое мышление.

Как помочь ребенку развить их «в домашних условиях»? Об этом и поговорим в сегодняшней статье.

1. Навыки коммуникаций

Это базовый навык для комфортного существования в обществе. Адаптация в социуме невозможна без общения. По мере роста ребенка увеличивается его потребность в общении. Появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений - все это приводит к интенсивному развитию речи ребенка. Какие дополнительные преимущества дает развитие речи для ребенка?

  1. Умение убеждать.
  2. Умение выражать собственное мнение.
  3. Проявление внутренней харизмы.
  4. Умение договариваться.

Точка зрения

Ход игры: предложите детям придумать рассказ от имени предметов (веника, стула, линейки). Игрокам нужно ответить на вопрос: «Что я люблю?», «Что не люблю?», «Кто мои друзья, а кто враги?». Здесь важно, как будто перевоплотиться в предмет и рассказывать от его имени.

Например, как может звучать рассказ с точки зрения линейки? Я обожаю, когда мной пользуются и часто что-то чертят в тетради. Я очень не люблю, когда обо мне забывают, оставляют лежать в шкафу долгие годы. А еще очень не люблю, когда меня бросают на пол и ломают. Мои друзья: дети, которые ходят в школу. Мои враги собаки, которые любят меня погрызть.

2. Эмоциональный интеллект

Наверняка вы не раз замечали картину в торговом зале: краснощекий малыш в истерике вопит «хочу!» и «купи!». Важно научить ребенка воспринимать чувства других людей и контролировать собственные эмоции. Это поможет привить ребенку такие качества, как умение сопереживать, поддерживать окружающих. Развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку не только взаимодействовать с окружающим миром, но и защитить его от стрессовых ситуаций в жизни.

Формула «Я + эмоция + событие»

Ход игры: предложить ребенку продолжить предложения в динамичной форме. Рекомендую использовать мяч.

  • Я раздражаюсь, когда ...
  • Я радуюсь, когда ...
  • Я сержусь, когда ...
  • Я обожаю, когда ...
  • Я терпеть не могу, когда ...
  • Больше всего я боюсь ...
  • Меня огорчает ...
  • Я нервничаю, когда ...
  • Мой самый большой страх - это ....

3. Умение слышать и говорить

Развитие речи - важная составляющая развития ребенка. Доказано, что дети, которые не имеют в раннем возрасте достаточного речевого контакта с родными, тормозятся в развитии, им сложнее дается обучение в дошкольном учреждении, школе, страдают коммуникативные навыки.

Техника речи — компонент, над которым нужно кропотливо трудиться, чтобы достичь желаемого результата. Умение слышать и говорить – мощное оружие в умелых руках, которое будет способствовать успеху ребенка в будущем.

Расскажи наоборот

Ход игры: предложите детям рассказать вчерашний или сегодняшний день наоборот, начиная от этой секунды и будто перематывая ленту назад.

Например, я зашел в класс на урок. Я поднимался по лестнице. Я шел из буфета, где купил булочку. В буфете я поел сдобу вместе со своими друзьями. Раздался звонок и мы соревновались на скорость, кто первым займет очередь в буфете. Я отвечал на уроке, так как учительница вызвала меня к доске. Мы начали изучать новую тему и т.д.

Играть можно на скорость, соревнуясь в командах или парах.

4. Умение взаимодействовать с людьми

Самое большое воспитательное значение имеют именно командные игры. Они знакомят детей с окружающей действительностью, с взаимоотношениями между людьми, расширяют кругозор детей, то есть учат познавать жизнь.

Во время командных игр каждая команда стремится победить. Это и есть общая цель, ради которой дети начали играть. А для того, чтобы выиграть, участники команды должны действовать слаженно и сообща, каждый игрок должен жертвовать своими интересами, владеть упорством, выдержкой, согласовывать свои действия с действиями товарищей, договариваться и помогать им в трудных игровых ситуациях. Совместная сказка

Ход игры: придумайте начало первого предложения и предложите ребенку его продолжить, а затем следующий участник игры продолжает и добавляет от себя новых героев и события. Например, на поляне среди цветов что-то зашевелилось. Это было ... (следующий игрок продолжает).

5. Творческое мышление

Перед ребенком ежедневно стоит множество задач, с которыми дети не справляются и начинают их просто избегать. Но, обучаюсь умению мыслить творчески, они тренируются доставать из своей памяти нужные знания для решения той или иной проблемы. Креативное мышление учит детей видеть в различных явлениях две стороны медали: и хорошее, и плохое. Увидеть только положительное или только отрицательное может каждый, а вот найти минусы в плюсах или наоборот - только сильные духом и умственно развитые люди. Чтобы научить детей смотреть на вещи с разных сторон и форм необходимо развивать в них такие качества как:

  1. Любознательность.
  2. Умение удивляться.
  3. Умение находить новые способы применения обычным предметам (ручка, стакан, лопата, ложка).
  4. Умение видеть и понимать причинно-следственные связи предмета.
  5. Воображение и фантазирование.

Вторая жизнь

Ход игры: предложите ребенку придумать новое применение для любых предметов, которые у нас под рукой. Это может быть коробка, стакан, лопата, ведро и т.д.