Как психологически подготовить ребенка к школе

Детский психолог
Илона Церконюк
Практикующий психолог: Гештальт терапия, арт терапия, символдрама, МАК.

Украина, г. Одесса

Приближается первое сентября, время, когда в жизни многих малышей и их родителей наступает ответственная и волнующая пора – первый раз в первый класс. Но сегодня мы поговорим не о первоначальной подготовке ребенка к учебному процессу (умение читать и писать), и не о приятных заботах, связанных с покупкой учебных принадлежностей и новой одежды.

Давайте разберемся:

  • как родителям психологически подготовить ребенка к школе;
  • как морально настроить его на учебный процесс;
  • как сделать поход в школу действительно праздником.

Для каждого ребенка очень важно, насколько психологически адаптированным он приступит к занятиям. От этого зависят как его будущие успехи в учебе, так и его отношения со сверстниками и учителями. От того, как малыш психологически подготовлен будет зависеть то, как он будет справляться с трудностями и проблемами, неизбежно возникающими в школьной жизни.

Современная психология различает четыре вида психологическо-адаптационной подготовки ребенка к школе

Мотивационная составляющая

Почему одни дети с нетерпением ожидают похода в школу, а другие панически боятся этого? Это зависит от того, что родители, старшие дети и окружающие говорят об этом учебном заведении. Нередко старшие внушают малышу мысли, что в школе его встретят строгие учителя, будут ставить плохие оценки, за которые его станут наказывать родители.

Сами родители тоже иногда пугают ребенка разговорами, о тех ограничениях, которые внесет школа в его жизнь. Тем, что из-за домашних заданий у школьника не будет хватать времени на игры, просмотр мультиков и что теперь ему многое придется делать самому. В итоге у ребенка складывается впечатление, что школа – это страшное место, где его ждут ограничения, наказания и не останется места для радости и удовольствий.

Задача родителей развеять эти мифы и настроить малыша на успех. Говорите ребенку о школе не с точки зрения “должен”, а с точки зрения открывающихся для него возможностей. Расскажите о том, какие перспективы откроются при изучении различных школьных дисциплин и какие развлечения, соревнования, поездки ожидают с новыми друзьями. Создайте у ребенка впечатление, что благодаря школе он сможет реализовать свои интересы и применить все свои способности.

Эмоционально-волевая составляющая

Очень часто можно услышать жалобы родителей, о том, что ребенок до школы, который занимался с большим увлечением (в Центрах раннего развития, индивидуально), не показывает блестящих результатов и не проявляет интерес в школе. Дело в том, что уроки для дошкольников – это игровой процесс, который основан на том, чтобы заинтересовать, развлечь и научить малыша. Занятия в школе – это непосредственно система обучения. Уроки в школе не всегда увлекательны для ребенка, могут вызывать утомление и даже раздражение. Поэтому очень важно научить малыша делать не только то, что он хочет, но и то, что надо. Обязательно развивать у ребенка такие качества как, усидчивость, терпение и выдержка.

В этом помогут настольные игры-стратегии, именно в процессе такой игры малыш учится дожидаться своего хода, выстраивать свою линия поведения в игре и при этом учитывать смену обстоятельств. Так же для комфортной адаптации необходимо, чтобы ребенок привык к смене деятельности. Спокойную работу за столом надо чередовать с подвижными играми в определенные промежутки времени. Так ребенку будет легче сдержать порыв встать во время занятия и он сможет дождаться перерыва, для того, чтобы подвигаться.

Очень важно обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка, особенно в первые месяцы. Прислушивайтесь к тому, что малыш говорит об учителе, о детях в классе, насколько ему комфортно в этом коллективе, насколько вообще ему интересен процесс обучения. Родителям очень важно понимать, что процесс обучения ребенка будет идти хорошо, только тогда, когда у ребенка есть интерес к нему и радость от этого процесса. Если первоклассник возвращается из школы уставшим, необходимо снизить нагрузку, убрать на время дополнительные занятия, кружки, секции. Своевременное развитие ребенка гораздо важнее преждевременного развития.

Личностно-социальная составляющая

Родителям, к моменту поступления в школу, обязательно надо научить малыша общению и взаимодействию как со сверстниками, так и со взрослыми. Нередко родители дошколят пытаются коммуницировать с внешним миром вместо них. Особенно это относится к детям, которые не посещали детские дошкольные и развивающие учреждения. Такие малыши обычно боятся скопления народа, трудно входят в контакт с другими детьми и малознакомыми взрослыми. Поэтому им тяжело даются школьные задания, которые требуют работы в коллективе, принятия совместных решений и урегулирования конфликтных ситуаций.

Для того, чтобы ребенок не испытывал дополнительного стресса при поступлении в школу у него должен быть достаточный опыт общения с другими людьми. Необходимо посещать с малышом различные общественные места (театр, кино, цирк, стадион) и давать ему возможность самому (под наблюдением родителей) устанавливать контакты с окружающим миром.

Интеллектуальная составляющая

Существует ошибочное мнение, что для подготовки ребенка к школе достаточно научить его читать и писать. Готовность дошкольника к интеллектуальному труду состоит в его умении думать, анализировать и делать правильные выводы. Очень важно научить ребенка воспринимать и обрабатывать информацию, сравнивать и обобщать.

Аналитическое мышление развивается у малышей с младенчества. К трем годам внимание, память и мышление малыша еще носят непроизвольный характер. К пяти годам ребенок уже вполне способен сделать свои умозаключения. Если родители не подавляли интерес ребенка в познании окружающего мира и помогали искать ответы на его бесконечные вопросы (Почему? Как? А что, если?), то к моменту поступления в школу малыш научиться анализировать и находить причинно-следственные связи. Играя с малышом в развивающие игры помните:

  1. Начинайте с самых простых игр.
  2. Не больше двух новых игр одновременно.
  3. Старайтесь не подсказывать.
  4. Когда ребенок понял игру - играйте вместе на скорость.
  5. Игра должна приносить ребенку удовольствие и радость.

Родителям надо научить ребенка алгоритму, который поможет развивать его аналитическое мышление: осознать проблему, искать решение и внедрять умозаключения в жизнь.

Психологическая подготовка к школе – это вся дошкольная жизнь малыша. Но даже незадолго до школы родители могут подготовить ребенка и помочь ему спокойно, радостно и с уверенностью войти в новый мир.