Детские страхи - как с ними справиться

Детский психолог
Илона Церконюк
Практикующий психолог: Гештальт терапия, арт терапия, символдрама, МАК.

Украина, г. Одесса

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психологической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности. Как реакция на угрозу – страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль для нашей психики.

Иногда наш страх разумен и вполне обоснован (в случае если мы сталкиваемся с реальной опасностью), а иногда и не очень (когда эту опасность преподносит нам наше воображение). В любом случае, переживание страха не слишком-то приятное чувство. Иногда оно достигает такой степени, что буквально парализует человека, заставляет его забывать все на свете и совершать какие-то опрометчивые или даже откровенно глупые поступки.

Особенно сложно справляться с чувством страха детям. У них не так много знаний, как у взрослых, и они не умеют так рассуждать и управлять своими чувствами. Именно поэтому страх – одно из самых неприятных детских переживаний и чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

В основе страха лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психология выделяет две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой.

Детские страхи как правило основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых или их причиной становится какой-либо уже пережитый болезненный опыт или травмирующая ситуация.

Основной базой для формирования страхов ребенка служит:

  • Неблагоприятная обстановка и общая тревожность в семье, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установок на неудачу. Постоянно предостерегая и одергивая малыша, родители сами наполняют его чувством тревоги и беспокойства, которые могут перерасти в устойчивые фобии
  • Недостаток внимания в семье. Если малыш лишен возможности получить нужную для него информацию и эмоциональное общение от близких ему людей, то он будет вынужден восполнять эти пробелы с помощью информации из внешнего мира, к которой возможно не будет еще готов.
  • Гиперопека - иногда чрезмерая опека со стороны родителей делает ребенка неуверенным в себе и слабым. Со временем его будет пугать все новое, неизвестное и основной проблемой станет страх самостоятельности и ответственности за принятые решения.
  • Боязнь одиночества. Одиночество неприятно не только детям. Человек – социальный элемент и поэтому стремится к общению. Но малыши, потеряв маму из поля зрения на секунду, могут почувствовать себя брошенными и очень одинокими. Причиной этому может стать неправильный воспитательный момент, к которому иногда прибегают родители, оставляя ребенка плакать в одиночестве.
  • Нарушение базовой безопасности ребенка. Нестабильная и неблагополучная обстановка в семье, агрессия, исходящая от близких людей (особенно от матери, которая воспринимается малышем, как объект безусловной любви и защиты)- все это может подорвать базовое доверие ребенка ко внешнему миру и послужить причиной возникновения страхов.

По характеру различают три вида детских страхов:

Бредовые страхи – зачастую очень трудно найти причину или логическое объяснение такого вида страхам у детей. Они могут вызываться определенным предметом или действием (надевать определенную одежду, играть с определенной игрушкой). Родителям необходимо разобраться, с чем может ассоциироваться «опасный» объект, вспомнить, возможно, когда-то он причинил физическую боль. Например, при расчесывании мокрых спутанных волос малыш возненавидел расческу. Если родители не могут выяснить объективные причины этих страхов, то следует обратиться за помощью к специалисту, для того чтобы помочь ребенку и исключить наличие серьезных заболеваний.

Навязчивые страхи – это ситуативные страхи, возникающие при определенных обстоятельствах и вызывающие у ребенка страх и панику. Так же это могут быть реально существующие явления, которые могут напугать малыша- высота, открытые пространства, места скопления большого количества людей.

Сверхценные страхи – встречаются в большинстве случаев при столкновении с детскими страхами. Они являются продукцией воображения и фантазии ребенка, такие как, боязнь придуманных чудовищ, монстров, оборотней. Ребенок знакомится с ними в мультфильмах или сказках, потом они настолько овладевают его мыслями, что ни о чем другом он думать не может и переносит их в реальную жизнь.

В зависимости от возраста и развития малыша у него могут возникать характерные возрастные страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой и со временем исчезают при нормальном развитии.

До двух лет – громкие звуки, резкие движения, незнакомые люди, смена обстановки, отсутствие матери, неудовлетворение базовых потребностей – все это может вызвать у малыша чувство страха.

От двух до трех лет – основные страхи этого периода кроются в вопросах ребенка. Он спрашивает: "Что это?" и "Кто это?" не только для того, чтобы познать, что есть что и кто есть кто, но и для того, чтобы знать, опасны или безопасны эти кто-то и что-то. До трех лет основные страхи - страхи перед незнакомыми предметами, людьми, животными, воображаемыми существами и даже игрушками.

С трех до пяти лет – ребенок задает вопросы "где?", "куда?", "откуда?" и "когда?". Не получая удовлетворительного ответа на свои постепенно углубляющиеся вопросы, он отвечает на них сам и это не лучшие ответы. Фантазия и воображение в таком случае порождают страхи. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла и переполняется ужасом перед воображаемыми монстрами, особенно находясь в темноте. Возникают страхи высоты, глубины, пространства , темного времени суток. Страх врачей и уколов так же может появиться у ребенка в этом возрасте, особенно при некорректном поведении взрослых.

В дошкольном возрасте, самым распространенным страхом считается страх смерти: дети сами боятся умереть и боятся потерять родителей. С расширением кругозора ребенка так же возможно появление ночных кошмаров; страх перемены в окружающей обстановке; проявления стихий – гром, молния, ливень. Приходит понимание угрозы от всевозможных глобальных катастроф и всевозможных бедствий. Источник большинства этих страхов- взрослые, которые (зачастую неосознанно, а иногда, чтобы предостеречь малыша) слишком эмоционально указывают ребенку на наличие опасности.

Начиная с младшего школьного возраста у детей появляются страхи, связанные с активным вступлением в социум и коммуникацией. Возникает страх не оправдать надежды родителей в учебе; различные страхи, связанные со школой: проиграть, быть худшим, быть уличенным во лжи либо нежелательном поведении; страх утраты внимания и непринятия окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями.

Как предупредить появление детских страхов у ребенка

Детей никогда и ничем не следует пугать ради послушания. Ребенку согласно его психического развития следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать. Возможно родителям удастся добиться послушания, но возникнет вероятность негативных последствий, таких как - тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.

Не оставляйте ребенка одного в незнакомой обстановке, в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности и в состоянии, когда малыш, чем-то напуган или расстроен. Ребенок должен иметь возможность исследовать неизвестное рядом с близким взрослым. Ведь ребенок, вынужденный познавать новое самостоятельно (без родителя или другого близкого взрослого), возможно не избежит возникновения множества страхов.

Взрослые никогда не должны стыдить или высмеивать ребенка за страх, который он испытывает. Эти два чувства-стыд и страх взаимосвязаны. Стыд заставляет ребенка скрывать страх и тем самым многократно его усиливает. В итоге ребенок постыдиться обратиться ко взрослому за помощью, оставаясь один на один со своей проблемой и усугубляя свое тревожное состояние.

Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться и первое, что необходимо сделать родителям: спокойно попросить рассказать ребенка о его страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора очень важно подбадривать и хвалить малыша. И не проявлять собственной тревоги, ведь ребенок считывает эмоциональное состояние родителей. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. После этого нужно придумать ситуацию, где появился страх и как, с чьей помощью малыш может его победить.

Для того, чтобы помочь ребенку справиться с его страхами родители могут воспользоваться такими вспомогательными методиками:

  1. Нарисовать страх. Арт терапия – увлекательное и полезное занятие. Нарисовав свой страх, ребенок его визуализирует. Как правило, это будет страшный монстр с рогами и копытами. Но, если ребенок дорисует ему бантик, веснушки, шортики в горошек и вручит мыльные пузыри, то страшилище не вызовет ничего, кроме улыбки.
  2. Справиться со многими ситуативными страхами поможет игра. Так со страхом одиночества может помочь всем известная игра в «Прятки». А если ребенок боится темноты, можно построить с ним домик и с помощью игрушек проиграть тревожащую малыша ситуацию.
  3. Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про его страх, которая поможет обязательно должна закончиться победой главного героя над страхом.

И конечно самое эффективное средство профилактики и «лечения» детских страхов – атмосфера любви, понимания, принятия, поддержки, доброжелательности в семье. Детские страхи часто проходят бесследно, если ребенок растет в любящей семье. Не забывайте повторять малышу, как он вам дорог. Никогда не смейтесь над его переживаниями, не стыдите его, не сравнивайте с другими детьми. Обязательно найдите время, силы и настроение, чтобы побыть вместе с ребенком и обсудить его чувства, он в этом очень нуждается!