Буллинг детей - как защитить своего ребенка

Детский психолог
Илона Церконюк
Практикующий психолог: Гештальт терапия, арт терапия, символдрама, МАК.

Украина, г. Одесса

Тема, которую мы сегодня затронем серьезная, очень непростая и очень полезная для родителей, которые столкнулись с этим остросоциальным явлением, стремительно ворвавшимся в жизнь наших детей и для тех родителей, кто хочет оградить своего ребенка от проблемы буллинга.

Конечно же конфликты время от времени возникают как между взрослыми, так и между детьми в детском саду, в школе, в различных секциях - везде, где дети общаются друг с другом. Но буллинг отличается от обычного конфликта тем, что это физическое или психологическое насилие, которое:

  • носит оскорбительный и агрессивный характер;
  • осуществляется регулярно и систематично;
  • является умышленным;
  • состоит из жертвы, агрессивной стороны и наблюдателей;
  • предполагает неравенство сил.

Стремление травить более слабых свойственно детям и подросткам в силу особенностей их возрастного становления личности. Желание принадлежать к единому сообществу, быть причастным к чему-то, что их объединяет и к лидеру (который зачастую является агрессивным звеном) и втягивает детей в охоту на жертву. Особенность современного буллинга в том, что травля зачастую происходит не только при личном контакте, но и в интернете - в различных социальных сетях и месседжерах, где по мнению школьников легко остаться безнаказанным. И к сожалению, сегодня мы все чаще сталкиваемся с тем, что к жертвам применяется не какой-то определенный вид буллинга, а все сразу.

Какие виды буллинга существуют:

  1. Физический – агрессивные, физические действия направленные в отношении жертвы, удары, пинки, побои).
  2. Вербальный - угрозы, оскорбления, унижение.
  3. Социально-психологический - изоляция от группы, исключение из коллектива, бойкот, игнорирование.
  4. Экономический - вымогательство и регулярный отбор денег, еды и личных вещей.
  5. Кибербуллинг - травля и запугивание по средствам интернета.

Жертвами буллинга может стать ребенок, который удобен для травли из-за особенностей психики или внешности. Это могут быть дети с нестандартной внешностью (излишняя полнота, кожные заболевания и т.д.), дефектами речи и походки (заикание, картавость, хромота), с низким или высоким по сравнению с большинством интеллектом, с низким материальным достатком в семье. Расовая или религиозная принадлежность, жертвы домашнего насилия или наоборот - гиперопекаемые родителями дети тоже находятся в зоне риска. Как бы там ни было, но жертв буллинга всегда объединяет то, что это психологически слабые и не подготовленные дети с повышенной чувствительностью и чем-то выделяющиеся из общей группы. Не в силах сдержать эмоции, они проявляют в ответ на нападки свою слабость и дают обидчику ожидаемое ощущение превосходства.

Инициатором буллинга может быть ребенок как из благополучной, так и из неблагополучной среды. Зачастую это дети с проблемами в детско-родительских отношениях, конфликтами в семье и пытающиеся повысить свою самооценку за счет унижения других. Они зачастую эгоцентричны и не склонны признавать свою ответственность за происходящее. Агрессия - защитная реакция психики, поэтому очевидно, что агрессоры так же тревожны по своему характеру и не чувствуют себя в безопасности.

Наблюдатели - это отдельная сторона и самая большая категория участников буллинга. Они могут испытывать как жалость, так и презрение к жертве. Многие начинают испытывать чувство вины, беспомощности, страх и стыд. Но как правило, мало кто готов вмешаться и противостоять агрессору из-за страха самому оказаться в роли жертвы. Некоторые дети из наблюдателей переходят в ряд последователей и вместе с зачинщиком конфликта продолжают травлю жертвы.

Последствия буллинга катастрофичны как для жертвы, так и для обидчика

По тяжести это явление сравнимо для психики с семейным насилием. У жертвы могут начать проявляться психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния. Даже повзрослев, люди, прошедшие такие детские травмы, помнят свои болезненные переживания и годами пытаются от них избавиться.

Для агрессора, временное ощущение своего могущества и безнаказанности может привести к развитию агрессивности, жестокости и как итог деградации личности. Насильственные меры могут стать для него нормой и в последствии проявляться во взрослой жизни и в будущей семье. Бывают так же случаи, когда вследствие определенных обстоятельств агрессор сам превращается в жертву и подвергается гонениям со стороны группы.

Каковы же основные причины и мотивы буллинга:

  1. Семейные конфликты, отсутствие доверительных отношений и поддержки со стороны родителей, насилие в семье.
  2. Обстановка и микроклимат в коллективе, позиция и личный пример преподавателей.
  3. Влияние и пропаганда агрессивного поведения на телевидении и на просторах интернета.
  4. Личные мотивы инициатора - зависть, месть, желание стать лидером в коллективе, привлечение внимания и демонстрация силы.

Родители играют очень важную роль в становлении ребенка как личности. Для того, чтобы предостеречь его от такого рода травм надо:

  1. С раннего детства на мультфильмах, детских играх и собственном примере воспитывать в ребенке доброжелательное, толерантное и уважительное отношение как к старшим, так и друг к другу.
  2. Учить ребенка решать проблемы конструктивно и без агрессии, договариваться с оппонентом. Поддерживать самооценку ребенка, возможностью в спорах отстоять свою точку зрения.
  3. Быть в постоянном и доверительном контакте с ребенком, интересоваться его проблемами, взаимоотношениями со сверстниками и школьными делами.
  4. Учить ребенка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Поддерживать стремление к участию в волонтерских движениях.
  5. Быть толерантными. Если ребенок будет видеть, что вы сами оскорбляете кого-то или над кем-то насмехаетесь, то он будет сам поступать так же.

Как правило дети, которые стали жертвами буллинга, в силу своих психологических особенностей стесняются или просто боятся обратиться за помощью. Они чувствуют свою угнетенность и уязвимость перед обидчиком. Боятся, что родители их не поймут, обвинят и предпримут действия, которые еще ухудшат положение.

Родителям стоит обратить особое внимание на поведение ребенка если тот:

  • стал замкнутым, потерял аппетит и сон;
  • теряет интерес к любимым занятиям;
  • не говорит о своей школьной жизни и одноклассниках;
  • часто ссылается на плохое самочувствие;
  • хуже учится;
  • приходит домой с синяками и ссадинами;
  • приходит домой в порванной одежде;
  • просит больше карманных денег;
  • отказывается посещать школу или секции.

Чего НЕ стоит делать родителям если их подозрения подтвердились и ребенок действительно подвергся травле:

  1. Обещать ребенку, что о проблеме никто не узнает.
  2. Советовать ребенку ответить агрессией на агрессию и "дать сдачи".
  3. Самим выяснять отношения с обидчиками и их родителями.
  4. Давать советы педагогам и администрации школы относительно наказания агрессоров.

Как помочь ребенку, ставшему жертвой буллинга

  1. Доверительно поговорите с ребенком и снимите с него чувство вины и ответственность за сложившуюся ситуацию. Объясните, что причина агрессивного поведения кроется в личной жизни агрессора, а не в его личности. Ваша задача вернуть ребенку уверенность в себе и предотвратить развитие психологической травмы. Ребенок должен понять, что вы на его стороне и вместе справитесь с проблемой. Как правило, детям очень тяжело даются такие разговоры и признания, поэтому очень важно поблагодарить ребенка за то, что он вам доверился и объяснить, что никто не должен молчать и отказываться от помощи взрослых только потому, что обидчик считает это трусостью.
  2. Сохранять спокойствие. Для родителей очень важно самим не поддаваться паническим и агрессивным настроениям. Ваша тревога усилит паническое состояние ребенка и усугубит его психологическую травму. А в этой ситуации для него очень важно обрести ощущение защищенности и эмоционального комфорта.
  3. Попытаться разобраться в происходящем и понять истинную причину проблемы. Обратитесь к классному руководителю, тренеру, опишите ситуацию, эмоциональное состояние вашего ребенка и совместно наметьте возможные пути решения проблемы. Разговор не должен носить обвинительный характер, поскольку вызовет ответную негативную реакцию и это помешает конструктивному решению проблемы.
  4. Научить ребенка правильной реакции и самозащите. Объясните ребенку, что обидчик тем сильнее и задиристее, чем больше расстраивается, боится или злится его жертва. Игнорирование, остроумный и уверенный ответ зачастую предотвращают дальнейшую атаку и охладит пыл нападающего.
  5. Бывают ситуации, когда ребенку стоит поменять школу и начать все с чистого листа. Этот шаг должен быть хорошо продуман и осознан, ведь нет гарантии, что в другом учебном учреждении или спортивной секции ситуация не повторится. Если ребенок все же получил глубокую психологическую травму, с которой родители не в состоянии справиться самостоятельно, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Не проработанная травма и нерешенная проблема могут негативно сказаться на психическом и физическом здоровье ребенка и отложить след в его душе на долгие годы.

В повседневной жизни трудно избежать столкновения с жестокостью, агрессией и злом. Ребенок должен научиться не поддаваться на провокации, говорить «нет», когда это необходимо, не давать собой манипулировать и знать, что всегда может рассчитывать на поддержку родителей, которые поймут и поддержат его в трудной ситуации. Задача родителей - не только защищать и поддерживать ребенка, но и учить его правильному и здоровому общению с окружающими.

Берегите своих детей!!!